Ссылки: RPG.wiki wikipedia
В общем, ГМ - это ведущий, рассказчик, судья и модератор в одном флаконе. Рассказчик - потому что при активном мастеринге именно ГМ описывает окружение и отыгрывает НПС - т.е. рассказывает игрокам, что окружает их персонажей. Ведущий - потому что "ведёт" персонажей по квестам, на ходу придумывая и переписывая их в зависимости от действий персонажей. Судья - т.к. именно ГМ решает, к какому результату приведёт то или иное действие персонажа (в самом простом случае - именно Мастер решает, попадёт ли выстрел персонажа в цель или пролетит мимо, руководствуясь заявленными возможностями персонажа), а так же судит - соответствует ли поведение персонажа заявленному характеру (Разумеется, игрок лучше знает характер своего персонажа и мастера особенно лезть и придираться не будут, но когда действия персонажа противоречат заявленному характеру совершенно - ГМ может вмешаться) Модераторами же мастера являются по той причине, что в перечень их обязанностей входит проверка постов на соответствие логике и возможностям игрового мира; грамотность; объем; соблюдение правил; соответствие поведения персонажа заявленным возможностям и характеру.
ГМ - это судьба, удача, сама Сила, если угодно. Его власть над игровым процессом гораздо выше, чем у обычных игроков. Спорить с ГМ-ом не стоит, но вежливо возразить и аргументировать свою точку зрения - конечно можно. Мастера тоже люди и тоже ошибаются - и их тоже можно переубедить. Главное делать это культурно и допускать, что Вы тоже можете быть неправы.
На многих ролевых Мастера не имеют собственных персонажей, у нас это не так. ГМ может иметь своего персонажа, но к такому персонажу повышенные требования. Злоупотребление должностными возможностями карается очень жестоко - вплоть до лишения полномочий и отправки персонажа в архив (т.е. его убийству/иному виду устранения из игры).